Главная | E-mail | Карта сайта

Детские сады.



Выбор детского сада.



Интересные детские сады мира.



Мини-сад огород в детском саду.



Интересные детские сады мира.



Когда появились детские сады.



Детские сады Санкт-Петербурга.



Детские сады. Воспитание в дошкольном возрасте.







Фрёбель: теория воспитательной игры и детские сады.

Фрёбель не только творчески развил теорию Песталоцци, но и в какой-то мере предвосхитил современную теорию о "Человеке играющем" Й. Хейзинга. Игру Фребель считал "высшей ступенью детского развития". Основой его педагогической системы стала теория игры. Долгие годы он разработал теорию игры, собирая и методически комментируя психологию всех известных ему подвижных детских игр. Вникая в психику их устройства, в их сущность, Фребель доказывал, что игра для ребенка - проявление его художественного и деятельный инстинктов. Игра - основная деятельность ребенка. Игра - сфера детского развития, стихия, в которой живет любой ребенок. Игра для ребенка - это его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир, подражая внешнему миру, окружающему его. В игре ребенок копирует жизнь семьи, профессии родителей, уход матери за младенцем и т.д. Одним словом, ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе. Фрёбель также считал игру одним из средств тренировки детской воли, лежащей в основе нравственного воспитания, так как именно на воле основана система нравственных табу и запретов на аморальные поступки. Кроме развития воли, по мнению Фрёбеля, игры способствуют развитию воображения и фантазии, необходимых для развития художественного инстинкта детей и развития детского творчества.

С одной стороны, игра становится отражением жизни и развитием внутреннего мира ребенка, это "зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира". С другой стороны детская игра является мостиком от внутреннего мира ребенка к природе. Поэтому Фрёбель настаивал на мысли о важности знакомства детей с естественными науками. Так как жизнь выражается наиболее наглядно и разнообразно в природе, то любой человек, и особенно ребенок, легче всего познает идею жизни, наблюдая за природой. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения - достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя. Ведь то, что педагог хочет развить в ребенке, должно уже быть в его натуре. Поэтому необходимо, чтобы все свойственные человеку многообразия развивались одновременно и в одинаковой степени, переходя постепенно от инстинкта к чувству и далее к сознанию и воле. Психология ребенка не должна быть перегружена. Ее развитие нельзя насильно опережать внушением готовых выводов и аксиом. Ребенок должен получать на каждой ступени развития только то, что он может понять, усвоить и переработать и что может послужить ему подготовкой к следующей ступени.



Получив небольшое наследство после смерти дяди, Фребель открыл в Грисгейме свою первую школу по своей собственной системе развития школьников, куда первоначально поступили 5 его племянников и два племянника сподвижников Фребеля, преподававших вместе с ним. Но материальное школы положение было крайне затруднительное. И только в 1818 году, когда Фрёбель женился на состоятельной женщине, разделявшей его взгляды на образование, материальное положение школы стабилизировалось. А после того, как вскоре и брат Фрёбеля, Христиан, продал свое торговое дело и занял пост директора училища, школа стала не только нормально функционировать, но даже и процветать в какой-то мере, ибо несколько лет, до 1825 года в ней насчитывалось до 60 учеников.

Но разве может нормально существовать в этом мире что-либо новое, умное и полезное? И в случае с реформистской идеей воспитания молодого педагога Фрёберга не было исключения. Всевозможные слухи об атеистическом воспитании, вредном для направления умов юношества сделали свое дело. Прусское чиновничество насторожилось. Была назначена специальная комиссия с полной проверкой деятельности школы. И, хотя подозрения обывателей не подтвердились, хотя комиссия признала работу школы не только не вредной, но даже и полезной, большинство родителей забрали детей из нее своих детей и в 1829 г. школу пришлось закрыть. В последующие годы Фребель пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал непонимание обывателей и их яростное сопротивление. Он пытался объяснить свою теорию, издавал газеты, брошюры, писал и издавал книги и фундаментальные труды по детской психологии и теории воспитания, которые некоторое время спустя стали основой детского воспитания во всем мире, но все безрезультатно.

Тогда Фрёбель решил покинуть Германию и отправиться в Швейцарию. Он поселился в немецкоязычном кантоне Люцерн и принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее. Но и здесь к нему и его идеям враждебно отнеслось местное духовенство. Он перенес свою школу в Виллисау, и здесь ему наконец-то повезло. Школа Фрёберга стала настолько популярной, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в городе Бургдорф. Здесь, в Бургдорфе у него и окончательно выкристаллизовалась мысль о "детских садах", о необходимости начального звена в устройстве воспитательных заведений для самых маленьких детей. Здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста. Но так как его жена не переносила сурового климата Бургдорфа, пришлось вернуться в Германию. Он поселился в Тюрингии, в городе Бланкенбург, где в 1840 году открыл свое первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его "детским садом". Первый детский сад Фридриха Фрёберга был открыт в день 400-летнего юбилея книгопечатания. Не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа - вот главный принцип "детского сада" Фрёбеля. Его первый kindergarten был открыт для всех желающих. Отдать в него ребенка мог даже довольно бедный горожанин. Плата за недельное пребывание в детском саду составляла 15 пфенингов серебром. Для сравнения фунт мяса стоил 10 пф. В детском саду Фрёбеля детей не только кормили три раза в день горячей пищей но и занимались их развитием. Этот удивительный детский "сад" стал настоящим питомником, в котором дети "выращивались" под личным присмотром великого педагога. Во главу угла ставилась, прежде всего, неповторимость, индивидуальность каждого ребенка. Задумывался не "инкубатор", из которого вылупятся одинаковые птенчики, но индивидуальный уход садовника за каждым "исключительным" цветком божьим. Это было место, где рады каждому ребенку только потому, что он есть и что он не похож на остальных, и к нему необходимо было подобрать "свои ключики".

Но еще не все испытания были пройдены педагогом-реформатором, так глубоко проникшим в детскую психологию. Так, например, в 1848 году Фрёбель отправился в Рудольштадт на съезд немецких учителей, где его педагогическое учение подверглось такой суровой критике, что он был вынужден взять обратно свои предложения. Его kindergarten в Бланкенбурге вскоре оказался на грани банкротства и, если бы не герцог Мейнингенский, мог бы прекратить свою деятельность очень быстро. Герцог в 1850 году обратил внимание на глубокое психологическое учение Фрёбеля, пожертвовал значительную часть своего состояния и предоставил в его распоряжение свой замок Мариенталь. В 1852 году Фрёбель был предметом восторженных оваций на съезде учителей в Готе. После чего идея отправилась "гулять" по всему миру. Но к тому времени Фрёберг уже слишком устал сопротивляться человеческой глупости и косности. Его жизненные силы были подточены, и 21 июня 1852 года он умер в Мариентале.