С седьмого по семнадцатое декабря в выставочном зале на Московском проспекте в рамках осеннего фотомарафона прошла выставка "Зверики". Может быть потому, что выставлялись работы известных мастеров, может быть потому, что это была первая в городе выставка о домашних и бездомных животных -- никогда прежде подобных выставок не было -- она привлекла внимание зрителей.
Выставлялись работы питерских фотографов и художников, посвященные, конечно, разным, в том числе и домашним "песям" и "кисам", но -- прежде всего! -- бездомным, бесприютным, никому не нужным, брошенными человеком... БРОШЕННЫМИ -- ведь если додумать это до конца -- на неминуемую и мучительную смерть. А смерть тогда -- и уже бесповоротно -- милосердие Бога.
Дело не только в том, что выставка "Зверики" -- уникальная инициатива художников и фотографов. И не в том, что в ней приняли участие замечательные мастера, все замечательные. А в том, что замысел и воплощение исходили именно от очень талантливых и очень известных мастеров. И тогда старая истина, тысячу раз осмеянная нашим дегуманизированнным временем, тысячу раз немодная у наших "отвязанных" от морали интеллектуалов возвращается на круги своя -- талант и доброта нужны друг другу, как воздух и дыхание, как солнце и цветы.
Доброта, талант... -- позвольте, но ведь это возвращает к иерархии уходящих ценностей!? И тогда -- милосердие, тогда -- притча о самаритянине, тогда -- Христос. Ну, и другая эстетика. Та, которую отвергли либертатисты всех мастей, эстетика Лессинга, передвижников и т. д. и т. п.. Но -- ведь можно ничего не обосновывать, а просто отметить: доброта и талант есть гармония.
На нашем сайте мы представляем виртуальный вариант выставки "Зверики" для наших посетителей наших галерей. Мое личное восприятие эмоционально и благодарно. И судя по отзывам посетителей -- не только мое... Во-первых, потому что это интересные работы. Во-вторых, потому что о зверях, в которых нуждаемся мы, именно потому что они, звери, нуждаются в нас, говорить необходимо. Нельзя же в угоду времени, месту, и эпохе терять право уважать себя и сдаться на милость прагматизма, корысти, алчности, и злобы, тем более, что инициатива организаторов выставки сама по себе есть поступок. А подобный акт есть шаг по пути надежды, веры и любви.
Скажу о нескольких работах, не от того, что они лучше других, а от того, что на мой, субъективный взгляд, характеристичны.
"Портрет незнакомки" [>>] Станислава Чабуткина -- лукавая, нежная, улыбающаяся (!) бассетская мордочка, полная грации и достоинства. Фотограф снял настоящий собачий портрет, что не удивляет, а вызывает естественное чувство уважения и к "песеньке", и к фотографу, ведь мы представлены к радости знакомства с премилым и кокетливым созданием.
"Портрет кота" [>>] художницы Надежды Кузнецовой -- это, конечно, живопись и каждый может поэтому узнать в портрете своего кота, но в то же время это ее собственный, теплый, шерстяной, умный кот, убедительный, потому что любимый.
Надежда и Станислав (кураторы выставки) сделали больше всех, чтобы выставка состоялась, и чтобы она была, дай Бог, не единственной.
Светлая собака у закрытых дверей на совершенно пустой, разрушенной улице, уходящей в никуда улице Сергея Леонтьева и его же черная бездомная побродяга -- контуром на переднем плане, как тень, поперек другой (или той же) запредельно пустой улице, уводящей к черту на куличики [>>]. Щемящее одиночество, покинутость, изгойство... Что Вам еще?
И нарядная юная красавица, радостная, потому что на руках у нее холеная и красивая, ласковая собака... потому что они вместе, и им хорошо, и мир хорош (Евгений Мохорев) [>>].
Или счастливая тоненькая девочка, на вытянутых прямых руках, поднимающая дорогого друга -- такого же гибкого сильного тонкого, как она сама, сиамского котика. Они гордятся друг другом (Борис Смелов). И его же две девушки, каждая с замызганным котенком, как хочется думать, что они их возьмут домой, навсегда... [>>]
Очередь, в которой стоят только ноги, человеческие ноги в разнообразнейшей обуви и перед ними лежит пес (Вячеслав Коган) [>>]. Ведь они, зверики, меньше нас, мы к ним наклоняться должны, но конечно, предпочитаем не смотреть вниз...
Котеныш у покосившегося креста на кладбище (Игорь Лебедев). Котенок -- живой -- на кладбище... Другого места ему не нашлось. Хорошо, что хоть лето, но будет и зима, и осень, и холод и голод. А мы закрываем двери. Не только от злых людей и злого мира. От него, конечно, тоже! А вот его же, И. Лебедева, старуха. Усталая, бедная, в резиновых обувках, но ведет, не бросает, своего старого пса [>>] -- честность, верность, долг. Ответственность.
"Сиротка" [>>] Александра Никипорца -- на голом дощатом полу, пологом, скользком, как земной склон, малыш котенок, который смотрит вам прямо в глаза, беззащитный, одинокий, живой.