|
Адаптация детей к детскому саду.
Адаптация - это привыкание или приспособление организма к новым для него обстоятельствам. Для ребенка даже самый хороший детский сад является неизвестным местом, в котором его ждет новое окружением, где привычная жизнь кардинально изменяется. Детям в любом возрасте очень непросто привыкнуть к новой обстановке. Адаптация детей к детскому саду требует значительных затрат энергии и проходит с напряжением физических и психоэмоциональных сил организма.

Основные составляющие адаптационного стресса детей в детском саду
- Негативные эмоции. Они присутствуют, даже если адаптация ребенка проходит сравнительно гладко и быстро, разной может быть только степень их проявления: от едва испорченного настроения до настоящей депрессии с вспышками агрессии по отношению к окружающим. Страх вызывает новая обстановка, чужие незнакомые люди, но самым страшным для ребенка является предположение, что родители не заберут его и он останется один навсегда. Первое время отрицательные эмоции могут быть незаметны, так как ребенка может отвлечь новая обстановка, новые люди, новые детские игрушки, он на время забудет о своем горе, но потом малыш вновь сосредотачивается на негативных эмоциях.
- Социальные контакты и навыки общения. Чем более коммуникабелен ребенок, тем проще и быстрее пройдет его адаптация. И, напротив, необщительные и замкнутые детки проходят длительный и тяжелый период привыкания к детскому саду. Родители должны учитывать, что в первое время общительность может угаснуть и ребенок станет более замкнутым. Поворотный момент наступит, когда кроха установит контакт с другими детишками и взрослыми.
- Речь и активность. В результате адаптационного стресса ребенок может стать вялым, более медлительным или же наоборот более активным, но не следует путать активность, обусловленную особенностями темперамента, с активностью под воздействием стресса. Ребенок может забывать некоторые слова, в его словарном запасе начинают преобладать глаголы, также может нарушаться артикуляция.
- Расстройство сна и аппетита. Адаптация детей к детскому саду характеризуется режимными нарушениями: ребенок плохо ест и может даже совсем отказаться от еды, не спит днем или спит беспокойно с частыми пробуждениями.
- Снижение иммунитета. Переживаемый ребенком стресс может затрагивать деятельность основных систем организма, в результате кроха чаще подвержен простудам, у него учащаются простудные и иммунные заболевания, может наблюдаться беспричинное повышение температуры.
Оценка процесса адаптации ребенка к детскому саду
В некоторых случаях адаптационный стресс может стать серьезной угрозой психофизиологическому состоянию ребенка и потребует вмешательства врачей и психологов. Хороший детский психолог поможет ребенку справиться с эмоциональными нагрузками и облегчит период привыкания к детскому саду. Но насколько необходимы консультации психолога? Родители могут самостоятельно оценить сложность протекания адаптационного периода.
- Благоприятное протекание адаптации характеризуется отсутствием невротических расстройств, стабилизацией психоэмоционального состояния в течение месяца или двух;
- Относительно благоприятное протекание адаптации допускает легкие реакции невротического типа в течение 2-х недель, небольшую потерю в весе, при этом психоэмоциональное состояние ребенка должно стабилизироваться в течение 2-х месяцев;
- Неблагоприятное протекание адаптации детей к детскому саду характеризуется длительными психоневротическими расстройствами, значительной потерей в весе, частыми ОРЗ, стабилизация психоэмоционального состояния ребенка происходит в течение 3-х месяцев, а иногда затягивается и на полгода.
Признаки завершения адаптационного периода:
- положительно стабильное психоэмоциональное состояние ребенка в течение минимум недели;
- отсутствие частых заболеваний;
- положительная динамика психомоторного развития и массы тела.

И всех детишек завершение адаптации наступает в разные периоды времени. Особенно тяжело приходится тем малышам, у которых сложилась тесная эмоциональная связь с матерью или другим близким взрослым, который ухаживал за ним до поступления в садик.
|
|