![]() | ||
![]() | ||
![]() |
![]() |
|
![]() ![]() Детская психология. Метод МонтессориОдно из важнейших отличий мира детской психики от психологии взрослого - наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Это довольно длительные периоды. Фактически детская психология и не состоит из чего-либо иного, чем сенсорика. Дети еще ничего не знают об этом мире в отличие от взрослых, которые, как им кажется, знают об этом нашем мире все. Дети еще только воспринимают предоставленный им после рождения мир. Поэтому каждый ребенок и все дети вместе взятые, постигают этот мир в следующей последовательности: сначала только ощущают его, и только потом, с течением времени постигают, то есть учатся ориентироваться в нем и приспосабливаться к жизни в социуме. Современные детские психологи установили, что ребенок в своем развитии проходит несколько сенситивных, то есть наиболее восприимчивых, периодов восприятия мира, которые во взрослом состоянии уже никогда не повторятся. И если вовремя не развить имеющиеся у детей способности восприятия мира, то они могут потерять интерес к этому миру на всю жизнь или вернуть ошибки взрослых в их воспитании в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Этим, например, объясняются многие случаи так называемых детей "маугли", когда потерянного взрослыми ребенка воспитывали животные. Найденный затем людьми такой ребенок, начисто лишенный социализации с детства, так и не мог приспособиться к жизни в среде себе подобных. Сенситивные периоды развития ребенка - это важнейшие периоды развития определенных участков мозга. Именно в этот период необходимо создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком мозга. Но в какое именно время необходима та или иная среда для развития того или иного участка мозга? Современные психологи утверждают, что у ребенка с момента рождения и до 6 лет существуют несколько звеньев психологических периодов, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Этих периодов несколько и длятся они индивидуально у каждого по-разному от 1 года до 6 лет. Условно обозначают 4 периода от рождения до 3 лет, от рождения до 6 лет, от рождения до 5,5 лет и от 2,5 лет до 6 лет. На самом деле детская психология сложна и индивидуальна. Она, как слоеный пирог, имеет много порядков, и все они параллельно развиваются. От самого рождения ребенка до 3 лет ребенку дарован период восприятия и копирования порядка его жизни и период активного взаимодействия со взрослыми. Параллельно с первым периодом, с рождения и до 5,5 следует период активного сенсорного развития. В период с 2,5 до 6 лет у малышей возникают и закрепляются социальные навыки, когда они легко воспринимают формы поведения окружающих их взрослых, вежливых или грубых, которые становятся нормами их жизни. И, наконец, параллельно всему этому с рождения до 6 лет психика ребенка проходит сложный этап развития и формирования речи. Все эти выводы психологов лежат в основе метода Марии Монтессори. Поэтому и методика Монтессори "охватывает", в основном, детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Этот метод опирается, прежде всего, на саморазвитие детской сенсорики, то есть на развитие органов чувств ребенка. Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время она была невостребована в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас по настоящему только в 90-е годы. Сейчас в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори. Система Монтессори стала известна в России незадолго до Первой Мировой войны. Первый детский сад по методу Монтессори появился в 1913 году. В 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори - детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии педагогика Монтессори также была гонима пришедшими к власти фашистами. Мария Монтессори вынуждена была эмигрировать. Несколько лет она провела в Индии. Поэтому в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение педагогического метода воспитания Монтессори в Россию произошло в 1991 году. В настоящее время у нас работают сотни Монтессори-групп в начальных школах, несколько начальных Монтессори-школ детских садиков по всей стране с учетом стандартов российского образования. Мария Монтессори известный врач и педагог, родилась 31 августа в 1870 года в маленьком провинциальном итальянском городке Чиаpавалле. Она стала первой женщиной-врачом в Италии. Работая врачом в детской клинике, она была ученым, педагогом и детским психологом. Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые без всякого надзора целыми днями бесцельно бродили по коридорам больницы. Их ничто не интересовало, да и они мало кому были интересны. Наблюдая за этими несчастными тенями детей, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов ни к жизни, ни к своему развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужно что-то, чтобы он смог бы найти что-то интересное для себя. Это неопределенное и неуловимое "что-то" она позже сформулировала как наличие или организацию "специальной развивающей среды". И, чтобы организовать такую среду, Монтессори организовывает свою первую школу для умственно отсталых детей. В этой школе с помощью ряда своеобразных заданий, упражнений и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, дети так успешно обучались, что к моменту поступления в школу они по своему развитию ни в чем не уступали нормальным детям. Метод Монтессори. Система саморазвития.Уникальность системы Монтессори состоит в попытке наверстать упущенный период сенсорного развития ребенка, который дан ему природой с рождения и длится до 5,5 лет. Это важный период активного развития органов чувств ребенка или сенсорное развитие, как выражаются врачи и детские психологи. Поскольку по системе Монтессори занимаются с детьми до 6 лет, то упущенный период еще можно наверстать. После 6 лет эта упущенная возможность невосполнима. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности. Цель методики - развить чуткость зрения, слуха, обоняния, вкуса и мелкой моторики. Эту "систему" различных методик можно назвать бессистемной, ибо в ней нет единых требований и программ обучения. Главное выяснить, что может заинтересовать ребенка, какой предмет, какой цветовой эффект и т.д. И на основании интереса к чему бы то ни было конструировать "развивающую среду", в которой ребенку интересно находиться, двигаться, манипулировать предметами, заниматься ими и проч. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Принцип системы Монтессори: "Помоги мне сделать это самому!". Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную или "развивающую среду", то есть окружить его вещами, которые ему интересны для занятий, и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. В разных странах "развивающая среда" по методу Монтессори разная. Так, например, по этому методу существуют такие дидактические материалы, как тарелочки для перекладывания предметов из одной тарелочки в другую. Смысл этого упражнения в том, чтобы маленькие дети научились есть ложкой. В Японии их учат есть палочками. В разных культурах метод Монтессори исходит из одного и того же принципа, но использует при этом разные дидактические материалы, помогающие ребенку осваивать именно свою собственную культурную среду. Для маленького ребенка социо-культурная среда, в которой он потерялся благодаря невнимательности и равнодушию взрослых, это целый космос. Это для взрослых вся эта "развивающая среда" кажется незначительной упрощенной. Ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые есть в каждом доме. Но ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, он еще очень маленький, а этот мир - огромный и незнакомый. И ребенок должен наверстать время, упущенное в познании этого мира, и найти там определенные ориентиры для адаптации к нему. Ему предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно изучать любые предметы, заниматься с ними, как он хочет. Это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ребенку необходима помощь взрослого, он должен ее получить. Взрослые занимаются не только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Взрослые воспитатели ненавязчиво и деликатно должны наблюдать и вовремя помочь в случае необходимости. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Например, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой! Точнее всего педагогическую систему Монтессори можно назвать системой саморазвития. В этом и заложено ее главное отличие от других систем. В детском саду по системе Монтессори по сравнению с обычным детским садом гораздо больше независимости и свободы действий. По словам самой Марии Монтессори "Свобода - это когда то, что хорошо для тебя - хорошо для других"! И это работает, если воспитатель чуток и правильно создает "организующую среду". В остальном распорядке дня, кроме часов работы по саморазвитию детей в специальной "развивающей среде", в детском саду по системе Монтессори все такое же, как и в обычных детских садах: прогулки, сон, музыкальные занятия, игры, физкультура.
Обычное пространство в детских садах Монтессори организовано в виде нескольких пространств или зон: спальная зона, игровая и столовая зоны. Часто спальная организована "нетрадиционно" в виде нескольких многоярусных кроватей, а в игровой комнате все игрушки или, как говорят психологи, "игровой материал" открыто лежит полках. Он всегда доступен для всех детей в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем. Отдельно, в особой комнате, организовано пространство для создания "развивающей среды". Она также разделена несколькими пространственными зонами: зона практики, зона сенсорики, языка, математики. В некоторых детских садах существуют еще и зона космоса. В зоне практики есть все, что необходимо в повседневной жизни для самообслуживания и приобретения навыков социальной жизни. В зоне практики развивается мелкая моторика детей, что создает возможность подготовить руку к письму и рисованию. Здесь дети учатся пересыпать мелкие предметы из емкостей различных объемов, переливать жидкости из одного сосуда в другой, манипулировать щеткой и совком для подметания пола. Также детей обучают шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы или молнию, мыть и вытирать руки, забивать гвозди, ввинчивать шурупы и т.д. Зона практики подготавливает более успешное развитие сенсорики. В зоне сенсорики дети буквально наощупь, "вручную" знакомятся с понятием величин, размеров, форм. В зоне они постигают такие понятия, как сложение, вычитание, деления, постигают таблицу умножения и даже что такое дроби и возведение в степень. Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сенситивным периодом. Дети довольно быстро сами начинают воспринимать эти занятия как работу. |
|||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||