Главная | E-mail | Карта

Материалы по теме.
Психология воспитания.
Система раннего развития ребенка Г. Домана.
Система Воскобовича.
Система Мосару Ибуко.
Психология воспитания.
Система Монтессори.
История детской психологии.
Детская психология и физкультура
Вольдорфский метод развития детей.
Детский центр развития.
Детская психология как наука в России.







Индивидуальная работа с детьми в детском саду

Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей должно основываться на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей. Эффективность воспитательного и педагогического воздействия определяется не только объективными, но и субъективными особенностями личности, поэтому оно должно соответствовать психологическим особенностям ребенка.

Индивидуальная работа с детьми в детском саду заключается в конкретизации общих целей воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями, в гибком использовании методов и форм воспитания, а также организация оптимальных условий для развития отдельного ребенка.

В последние несколько лет принцип индивидуального подхода является одним из профильных направлений воспитания в детских дошкольных учреждениях.

Планирование задач, содержания и методов индивидуальной работы с детьми в детском саду выполняют воспитатели на основании результатов повседневных наблюдений за ребёнком, анализа его деятельности и бесед с родителями.



Показатели психофизического развития, которые учитываются при планировании с индивидуальной работы:

  • характеристики переключения мыслительных процессов (стереотипность и гибкость мышления, способность устанавливать взаимосвязи и т. п.);
  • уровень знаний (осознанность и действенность);
  • характер и длительность работоспособности;
  • степень активности и самостоятельности;
  • личное отношение к обучению;
  • наличие познавательных интересов;
  • степень волевого развития.

В теории индивидуальный подход в развитии и воспитании детей, безусловно, имеет массу преимуществ, но на практике воспитателю проблематично проводить индивидуальные занятия в группе 25-35 человек. Для решения этой проблемы многие детские дошкольные учреждения приглашают на работу узкоспециализированных специалистов, таких как детский психолог и логопед. Их задача заключается в работе с детьми, которые нерегулярно посещают детский сад по причине болезни или иным причинам, с застенчивыми, медлительными, гиперактивными и педагогически запущенными ребятами.



В европейских странах широко распространенной формой дошкольного учреждения является мини-садик, который, по сути, представляет собой домашний детский сад. В таких учреждениях дети воспитываются в максимально привычных для них "домашних" условиях, группы детей здесь небольшие, что значительно облегчает работу воспитателей и психологов и позволяет им уделить больше времени каждому ребенку. Принципиальное отличие от детских садов в плане индивидуального подхода в воспитании детей имеют специальные центры развития детей. Здесь родители могут подбирать обучающие и развивающие программы, вносить в них поправки и совместно с педагогами создавать комфортные условия для развития своего малыша. Как правило, в центрах развития детей педагоги учитывают все пожелания родителей.