|
|
Предметно-развивающая среда детского сада.Правильно организованная предметно-развивающая среда в детском саду - только потенциал для творческого развития ребенка и его способностей. Но без этого потенциала шансы на успешное творческое развитие у многих детей будут сведены к нулю. Но что такое: "предметно-развивающая среда"? Скажем прямо, этот термин в практике воспитателей детских садов появился совсем недавно. Если в словаре детских психологов он появился в конце 80-х годов XX столетия, то в словаре педагогов он стал употребляться на десять-пятнадцать лет позже. Тем не менее, существуют уже довольно долгое время федеральные государственные требования, которые предъявляются к предметно-развивающей среде детского сада. Федеральные стандарты включают в себя такие принципы формирования предметно-развивающей среды, как информативность, вариативность, полифункциональность, педагогическая целесообразность и трансформируемость. Выражаясь проще, можно сказать так: поскольку влияние предметно-развивающей среды на ребенка многогранно, то чтобы развивающее образовательное пространство детского сада выступало как предметно-развивающая среда, оно должно обладать важными свойствами соответствия этой среды санитарно-гигиеническим нормам и эмоциональному состоянию ребенка. Это первое условие обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. То есть должны быть учтены элементарно-гигиенические требования к содержанию зданий, участка детского сада, функциональным помещениям детского сада, мебели, предметам быта, техническим средствам, игровому оборудованию, учебным пособиям. Для того чтобы предметно-развивающая среда была удобной и безопасной для детей, должны быть учтены два наиболее важных направления: сохранение здоровья и всестороннее развитие детей. Для этого должны быть созданы и поддерживаться в рабочем состоянии предметная среда по оздоровлению детей, закаливанию, профилактике заболеваний; и среда для формирования привычек здорового образа жизни. Давая ребенку определенные знания и представления об окружающем, побуждая его к деятельности и творческому применению знаний и умений, предметная среда становится ведущим средством передачи социального опыта, всестороннего развития ребенка. Для этого в детских садах должны быть доступны многофункциональные и легко трансформируемые элементы в зависимости от желания и интересов ребенка, а также возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности. Предметно-развивающая среда видоизменяется в связи с возрастными особенностями каждой группы. Каждая группа носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей. В младших и средних группах должна учитываться потребность в высокой подвижности детей 3-5 лет, а в группах старшего возраста - потребность детей в творчестве и самоутверждении. |
||||||||||||||||||||||||||||