|
Мини-музеи в детском саду
Мини-музеи представляют собой специально организованную зону в ДДУ, основное предназначение которой заключается в расширении кругозора, пробуждении интереса к тематике, а также в привитии патриотических чувств.
Из-за нехватки свободного пространства в детских садах нет возможности создать полноценные музейные экспозиции, поэтому, говоря о таких музеях, употребляют приставку "мини". Характерная особенность музеев в ДДУ заключается в участии родителей и детей в составлении экспозиций. В отличие от настоящих больших музеев, мини-музеи в детском саду являются плодом коллективной работы детей, воспитателей и родителей, здесь ребенок выступает не в роли инертного созерцателя, а в роли творца и соавтора работ. Все музейные экспонаты интерактивны, т.е. их можно трогать, брать в руки и рассматривать.

Основные педагогические цели мини-музея
- Развитие детских творческих способностей.
- Приумножение предметно-развивающих материалов в ДДУ.
- Расширение кругозора детей.
- Внедрение новых форм деятельности в воспитательную работу.
- Формирование навыков научно-исследовательской деятельности.
- Эстетическое, трудовое и патриотическое воспитание детей.
Как разместить и организовать мини-музей
Как правило, мини-музеи в детском саду начинаются с оформления тематического уголка. По мере скопления выставочных экспонатов появляется необходимость в создании детского мини-музея. Все организационные проблемы должны решаться на педсовете с привлечением родительского комитета. План деятельности мини-музея должен соответствовать утвержденному годовому плану работы ДДУ, а также учитывать проведение праздничных мероприятий и экскурсий.
Где же можно разместить мини-музей? Желательно для этого выделить отдельное помещение, но нехватка свободного места - этот недостаток имеет практически каждый детский сад - приводит к тому, что мини-музей размещают в игровых комнатах, раздевалках и других помещениях. Рассмотрим преимущества и недостатки различных вариантов размещения музея.
Место размещения |
Преимущества |
Недостатки |
Холл |
Родители и дети могут в любой момент посетить музей.
Дополнительный стимул для детского общения. |
Нет возможности выставить дорогостоящие и редкие экспонаты. |
Группа |
Возможность поэтапного выставления материала. Дети имеют доступ к экспонатам в любое время, что значительно облегчает их использование в воспитательной работе. |
Родители и воспитанники других групп не имеют никакого представления о деятельности музея. |
Изостудия |
Отличный вариант для создания мини-музея декоративно-прикладного творчества. |
Другие виды музеев не подходят к тематике помещения.. |
Советы по использованию мини-музеев в воспитательной работе
Мини-музеи в детском саду не подходят для проведения полноценного занятия, недостаток свободного места и продолжительное стояние утомит деток и сведет на нет даже самый интересный рассказ воспитателя. В музее можно проводить короткие тематические беседы приуроченные, например, к какому-либо празднику. Экспозиции музея рекомендуется менять в зависимости от темы занятия, так как стенды и предметы, которые не относятся к данной тематике, будут отвлекать внимание малышей. Если мини-музей был оформлен в группе, то можно организовывать экскурсии, знакомясь с творчеством "коллег".
|
|